[Дыхание] Уджайи-пранаяма: техника выполнения и действие

От дыхания напрямую зависит наше существование и наше умение управлять умом. Потому не странно, что умение управлять процессом дыхания является важным элементом йоги. Дыхание является этаким посредником между сознанием и телом: сознание воздействует на дыхание, делая его равномерным и глубоким, и помогает телу перемещаться в одном ритме с дыханием, а это влияет на сознание и гармонизирует состояние ума.

Техника выполнения Удджайи

  1. Сесть в любую удобную позу, например, или .
  2. Спину держать прямо и неподвижно. Выполнить — голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной.
  3. Выполнить Джняна Мудра — руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев соединить, остальные пальцы вытянуть.
  4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя
  5. Сделать полный выдох.
  6. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается верхней частью неба и производит свистящий звук (са). Этот звук должен быть слышим.
  7. Выполнить Пураку (вдох) — наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха.
  8. Выполнить — всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.
  9. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка называется Антара Кумбхака . Соблюдать .
  10. Выполнить Речаку — выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, нужно следить, чтобы живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Прохождение выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ха) должен быть слышим.
  11. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется Бахья Кумбхака .
  12. Процесс, описанный в пунктах 7-11, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.
  13. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.

Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это единственная пранаяма , которую можно делать в любое время дня и ночи.

Наследство великого Айенгара

Уджайи пранаяма одна из самых важных и достаточно сложных пранаям, используется в течение тысяч лет, чтобы улучшить практику хатха-йоги. У начинающих практиков часто возникают проблемы с получением характерных звуков, сопровождающих вдох и выдох. Она помогает синхронизировать дыхание с движениями во время выполнения асан, делая практику йоги более ритмичной.

Поддержания устойчивого ритмического дыхания является самой важной частью йогических упражнений.

Контролируя свое дыхание, вы успокаиваете свой разум, приносите осознание происходящего в настоящий момент. Осознание – это сердце йоги. Сознательно практикуя упражнения по контролю дыхания, вы можете принести позитивные изменения в вашу физическую, умственную, эмоциональную и духовную жизнь.

Техника выполнения пранаямы досталась нам от Айенгара, самой большой современной живой легенды и одного из самых известных учителей йоги в мире. Она разделена на тринадцать этапов, от простейших, до самых сложных. Звук и глубина дыхания Уджайи помогают связать ваш ум, тело и дух с настоящим моментом. Такой союз добавляет богатство и глубину вашей практике.

Первые четыре этапа выполняются в положении лежа, а остальные, начиная с пятого и по 13 этап — сидя.

Лучше всего начать практику с первого этапа и пройти их все по-порядку, хоть силы и возможности вашего организма  позволяют выполнять сразу более продвинутые.  Если ваша дыхательная система имеет большой потенциал, то первые этапы надо пройти достаточно быстро, только чтобы быть немного осведомленным о дыхании и пройти дальше. С другой стороны, если вы еще не можете выполнять длинные дыхательные циклы, то следует дольше практиковать более простые варианты Уджайи и дать телу медленно акклиматизироваться. Помните, что нельзя насильно удерживать дыхание.

Не существует никаких волшебных слов и математических формул, как и кто должен дышать, у каждого человека свой собственный ритм. Надо просто слушать сигналы своего тела и следовать за ними.

Михаил Баранов

Кумбхака в асанах, часть втораяПарадоксальное дыханиеЕсли основные правила синхронизации движения и дыхания в асанах освоены, наступает момент, когда можно их нарушать. Противопоставление движения дыхательной мускулатуры основному движению в асане условно назовем парадоксальным дыханием. Это менее распространенный способ для входа в асану и выхода из нее – наклон в этом случае выполняется на вдохе, с последующей антар-кумбхакой, а прогиб – на выдохе, с бахир-кумбхакой. Эта техника затрагивает два аспекта: первый – работа с вниманием, второй – физиологический. Устранение привычных шаблонов движения, предваряющих асану, происходит при смене характера дыхания – когда дыхание меняется, меняется и характер ощущений в теле. Например, для тела является естественным делать наклон вперёд на выдохе, потому что само движение способствует выдоху – при входе в наклон дыхательная мускулатура пассивно сокращается. Если наклон выполняется на вдохе, одновременно работают дыхательная мускулатура и мышцы, участвующие в самом движении, что требует больше осознанного контроля над процессом входа в асану. Таким образом внимание привлекается в тело и устраняется механистичность практики. Кроме того, такой тип дыхания позволяет создавать дополнительную декомпрессию в позвоночнике за счёт расширения грудной клетки. Этот же принцип используется при динамическом выполнении асан, помогая лучше почувствовать группы мышц, которые необходимо задействовать при последующей фиксации. Например, в качестве подготовки к шалабхасане и другим асанам на животе, в которых должны укрепляться мышцы спины, выполняется следующее упражнение: на выдохе ноги и туловище медленно поднимаются и вытягиваются над полом, а на вдохе опускаются.

Люди со слаборазвитыми мышцами спины в большинстве случаев фиксируют шалабхасану за счет раздувания живота. Если же вход в эту асану осуществляется на выдохе, живот втягивается, и это неминуемо заставляет работать мышцы спины. С такой же целью люди с достаточным опытом практики могут использовать уддияна-бандху в этой асане:

А также в других с аналогичной конфигурацией, например, в бхекасане:

Пратьяхара.

Упражнение 1.

В удобной позе, наедине, в тихой обстановке расслабьте мышцы и освободитесь от посторонних влияний. Разрешите мысли блуждать некоторое время и потерять свое напряжение. Бросаясь вначале в разные стороны, мысль, наконец, успокоится и начнет выполнять ваши приказы.

«Наблюдайте за мыслью, — говорит йог Вивекананда, — наблюдайте за тем, что она думает. Если вы взглянете мысли в глаза, она остановится. Но не пытайтесь останавливать мысль, будьте лишь свидетелем. Постепенно мы начнем ощущать появление мыслей даже раньше, чем они приобретут форму и мы узнаем как они рождаются и будем знать, о чем мы собирались думать так же, как и в физическом плане мы можем посмотреть в окно и увидеть того. Кто идет к нам. Эта стадия достигается тогда, когда мы научимся отделять самого себя от разума и видеть себя и свои мысли как нечто совсем отдельное. Не разрешайте мыслям овладеть вами; стойте в стороне и они замрут совсем».

Сначала для этого необходимо немало времени. Но с каждой попыткой все это достигается быстрее и быстрее.

Упражнение 2.

Когда мысли успокоились, сосредотачивайтесь на своем «Я», своем самосознании. Йоги считают, что «Я» или Атман – самосуществующее начало, которое использует тело, чувства и ум как свои средства. Психологический анализ йоги отмечает идентичность и неизменность «Я» на протяжении всей жизни человека, хотя все атомы его тела замещаются другими менее, чем через два года, одни чувства заменяются другими, да и сам ум наш тоже изменяется.

Древняя «Катхака-упанишада» сравнивает «Я» с наездником в колеснице, который выглядывает из своего экипажа – тела. Интуиция (буддхи) сравнивается здесь с извозчиком, ум (манас), с вожжами, а чувства – с лошадьми, которые везут колесницу.

Рекомендуется отделить сначала ощущение «Я», на котором концентрируется внимание выполняющего упражнение, от различных мыслей о внешнем мире, теле, далее от чувств и ума. Это состояние можно выразить фразой «Я есть».

Упражнение 3.

Сидя около окна, которое выходит на оживленную улицу, направить на какую-нибудь точку перед собой безразличный взгляд. Чтобы вы не видели людей, необходимо оставаться безразличным, то есть не ощущать никакой реакции в мыслях на зрительные впечатления, которые случайно попали в поле зрения. Сущность упражнения в том, что всякий зрительный образ вызывает в нашем сознании какое-то чувство, неощутимое одобрение или осуждение. Лишь вид голой стены, мебели и т. д. вызывает разнообразные чувства к этим объектам. Если научиться удерживать сознание от приобретения ощущений различных форм, соответственно к различным предметам, мы сможем воспринимать разные зрительные впечатления одинаково безразлично и, поэтому постигнем секрет пратьяхары.

Читайте также:  Помоги себе сам — упражнения от головной боли

Йог Абхаянанда говорит: «Око видит что-то красивое, но нельзя допустить до того, чтобы это дошло до сознания в форме красоты. Упражнение это называется пратьяхара. Так следует обращаться со всеми нашими чувствами. Когда вы несколько дней будете выполнять упражнения с подчинением чувств, вы приобретаете способность удерживать ум сосредоточением по желанию».

Если эта власть над умом достигнута, чувства действуют согласно с влиянием ума. Человек начинает руководить эмоциями и умом произвольно.

Подобные упражнения нелегки и требуют длительной тренировки. Этому помогает Тратака, т. е. упражнение по фиксации взглядом, на уровне глаз на протяжении 5 минут ежедневно, черной точки диаметром 2 см. , расположенной на расстоянии 30-60 см. от глаз. Сосредоточьте все внимание на точке и не давайте привлечь свое внимании к посторонним звукам, мыслям и т. п. Это развивает внимание, взгляд, волю.

Пратьяхара – фундамент всех упражнений раджа-йоги, умения идти за единой линией мыслей, не позволяя уму беспорядочно изменять направление мыслей.

Ключевые моменты

Техника выполненияОбщий советРаспространенные ошибкиОснования практикиБлаготворное действие

Техника выполнения

Сядьте в любое удобное положение. Годится всякая поза, однако предпочтительно использовать медитативную асану. Сложите язык в кхечари-мудру. Закройте глаза. Расслабьте все тело, держа шею и голову прямо. Дышите глубоко и медленно.

Частично закройте голосовую щель в горле, что достигается небольшим напряжением горла. Если это делается правильно, вы одновременно ощутите легкое напряжение живота. Мы несколько неохотно сообщаем этот факт, поскольку практикующий легко может истолковать его неправильно и стараться специально напрягать мышцы живота. Этого делать не следует. Если вы просто сокращаете голосовую щель, вы автоматически почувствуете небольшое тянущее ощущение в области живота. При дыхании вы должны слышать непрерывный звук, исходящий из горла. Он должен быть не слишком громким – слышимым для вас, но не слышимым для другого человека, если только он не сидит очень близко к вам. Этот звук вызывает трение воздуха, проходящего через узкое место, которое образовалось в результате сокращения голосовой щели. Звук будет похож на нежное сопение спящего ребенка. Этот тип дыхания в сочетании с кхечари-мудрой называется уджайи-пранаямой.

Общий совет

Возможно, читатель не вполне уверен, все ли он делает правильно. Сходное сокращение горла возникает при громком шепоте. Попробуйте шептать достаточно громко, чтобы вас было слышно на расстоянии нескольких метров. Это должно помочь вам понять, как нужно сокращать голосовую щель. Однако это только иллюстрация, и шепот не следует включать в выполнение уджайи-пранаямы.

Распространенные ошибки

Многие люди при выполнении уджайи-пранаямы напрягают лицевые мышцы. В этом нет никакой необходимости. Старайтесь как можно больше расслаблять лицо. Не следует слишком сильно напрягать горло. Напряжение должно быть совсем незначительным и сохраняться на протяжении всей практики.

Основания практики

В горле есть 2 удивительных органа, которые называются каротидными синусами. Они расположены по обе стороны главной артерии, снабжающей мозг кровью, в передней части шеи чуть ниже уровня челюсти. Эти 2 небольших органа помогают регулировать течение и давление крови. Они обнаруживают любое падение кровяного давления и посылают соответствующий сигнал непосредственно в мозговой центр. Мозг немедленно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений и уменьшая просвет артериол (мелких артерий), в результате чего давление возрастает до нормального уровня. Любой подъем кровяного давления также обнаруживается каротидными синусами, которые информируют мозг, и он предпринимает противоположные действия с целью исправления ситуации.

Напряженность и стресс связаны с повышением кровяного давления. Уджайи пранаяма оказывает легкое давление на расположенные в шее каротидные синусы, заставляя их реагировать так, будто они обнаружили повышение артериального давления, в результате чего частота сердечных сокращений и кровяное давление снижаются по сравнению с нормальным уровнем. Это приводит к физическому и умственному расслаблению. Именно по этой причине уджайи так важна во многих медитативных практиках. Она вызывает общее расслабление, необходимое для успешной медитации.

Кхечари-мудра усиливает это давление на область шеи и, следовательно, на каротидные синусы. Читатель может проверить это на себе, сначала проделав уджайи отдельно, а потом вместе с кхечари-мудрой, и сравнив разницу давления.

Уджайи-пранаяма – простая практика, однако она оказывает разнообразное тонкое воздействие на тело и мозг, не только на физическом и психологическом, но и на биоплазменном уровне. Медленное и глубокое дыхание приводит к немедленному успокоению ума и тела, а также приводит в состояние гармонии биоплазменное тело. Кроме того, звук в горле, как правило, действует успокаивающе на все человеческое существо. Если человек продолжает осознавать этот звук в течение достаточно долгого времени, исключив все другие мысли, он сразу же почувствует его благотворное действие.

Благотворное действие

Как мы уже сказали, эта практика используется, главным образом, в сочетании с медитативными техниками и выполняется именно в таком контексте. Однако уджайи-пранаяму в сочетании с медитативной практикой или шавасаной можно делать и просто для расслабления.

Читайте также:  Как научиться стоять и ходить на руках в домашних условиях?

Она окажется особенно полезной тем, кто страдает бессонницей. При гипертонии уджайи помогает снизить кровяное давление, хотя поначалу и на короткое время. Однако за это время тело и ум получают немного отдыха, в котором они так нуждаются.

В целом, можно сказать, что уджайи помогает при всех болезнях, связанных с нервозностью и стрессом.

Это может быть вам интересно [Мудра] Кхечари-мудра: техника выполнения [Тантра] Садхана: 3 категории и 3 степени [Тантра] Таттва-шуддхи: описание практики и предпосылки [Медитация] Практики для визуализации

Существуют несколько Пран Сутр

– «Ключ, подходящий ко всем замкам» – эта мантра может помочь любому человеку, она работает для всех:

Нанак тун лэхна тун хэ

Гур амара тун вичариа

Дхан дхан Рам Дас Гур

Джин сириа тинэ савариа

Она ведет нас через энергию первых четырех Гуру сикхов, включая Гуру Рам Даса, повелителя чудес и человека, который был воплощением Божественной милости и сострадания на Земле – качеств четвертой (сердечной) чакры. Эта мантра сфокусирует сознание произносящего ее на энергии Сердца, на энергии чудес и просит Божественную сущность указать Путь;

– Вахей Гуру;

– Хар;

– Сат Нам;

– Рам;

– Эк Онг Кар;

– Хари;

– Киртан Сохила – большинство сикхов выбрали бы эту вечерню молитву как свою Пран Сутру. Это красивая и могущественная мантра, которая используется, чтобы завершить человеческое воплощение Души в мире и благости;

«личная Пран Сутра» – любой паури (стих) Джап Джи. У каждого человека есть «своя» строка в Джап Джи, и изучая и читая Джап Джи, вас обязательно найдет ваша Пран Сутра.

Пран Сутра – это инструмент, данный нам Йоги Бхаджаном для подготовки Души к выбору верных шагов в момент смерти. Практикуя эти мантры при жизни, мы можем подготовить себя к тому, чтобы в момент смерти повторить их автоматически, облегчая свой переход к следующему этапу.

Когда вы, медитируя, повторяете свою Пран Сутру, необходимо концентрировать внимание последовательно на следующих точках:

– подбородок;

– кончик носа;

– Третий глаз;

– макушка головы;

– сущностный уровень (10-15 см над макушкой).

Мудра знания

Одна из важных. Легко соединить указательный палец и подушечку большого пальца, оставшиеся пальцы выпрямить, не напрягать. Эта мудра поможет остановить внутренний диалог, улучшит мышление, произойдёт активизация памяти, потенциальные возможности будут сконцентрированы.

Мудра актуальна для учёных, философов, мыслителей и для тех, кто хочет активировать вышеперечисленные способности. Задействуются следующие чакры:

  • седьмая (снизу) – Сахасрара;
  • шестая (снизу) – Аджна;
  • пятая (снизу) – Вишудха;
  • активируется личное сознание «Я».

Что дает Сударшан Крия?

Подтвержденные медицинскими исследованиями и личными отзывами результаты практики Сударшан Крии включают в себя:

Польза на физическом уровне

  • Снижение стресса
  • Улучшение здоровья и самочувствия
  • Повышение уровня энергии
  • Укрепление иммунитета
  • Снижение уровня холестерина в крови

Польза на психическом уровне

  • Развитие творческих способностей
  • Обретение большей ясности ума
  • Улучшение сна
  • Положительное влияние на деятельность мозга
  • Повышение способности справляться с непростыми ситуациями

Польза на уровне межличностных отношений

  • Больше непринужденности, радости и гармонии в личных отношениях и на работе
  • Более глубокое чувство единства с обществом
  • Повышение сознательности как по отношению к себе, так и к своему окружению
  • Развитие большей терпимости
  • Повышение уверенности и чувства собственного достоинства
Что дает Сударшан Крия?

Польза на психологическом уровне

  • Облегчение психических расстройств, таких как тревожность и депрессия (слабая, умеренная и тяжелая)

Польза на духовном уровне

  • Углубление практики медитации и йоги
  • Переживание глубокого внутреннего покоя
  • Испытайте спокойствие ума, радость и счастье
  • Улучшите свое физическое, душевное и эмоциональное самочувствие
  • Повысьте ясность своего ума и способствуйте развитию творческих способностей.

Получение звука Уджайи

Если у вас возникли проблемы с получением правильного звука дыхания, попробуйте следующее:

  • Открыв рот, попробуйте выдохнуть звук «ХAAAAХ» — похоже на звук, который вы делаете, чтобы зеркало запотело.
  • Закройте рот и попробуйте подобный звук, чувствуя отток воздуха через нос. Как только освоили этот выдох, используйте тот же метод дыхания в потоке, мягко сжимая заднюю часть горла при выдохе. Должно быть ощущение трения в горле.
  • Если все делаете правильно, то вы должны звучать как волны в океане — вдох можно сравнить со звуком, когда волна собирается, и выдох со звуком разбивающейся волны о берег.