История Появления Йоги. Когда и Откуда Появилась Йога

О пользе йоги написано немало книг, но на протяжении многих веков она оставалась недоступной большинству людей. Сегодня это древние учение приобрело популярность и практикуется во всем мире, но часто представляется непонятной и сложной системой. Йога Айенгара, разработанная индийским гуру в 1960-х гг. XX в., в доступной форме раскрывает механизм реализации классических йогических асан и позволяет получать терапевтический эффект любому человеку.

Йога архаичная (около 3000—л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Читайте также:  Агнисара Крия – полное руководство по выполнению

Базовый комплекс йоги: Сурья Намаскар

В переводе с санскрита Сурья Намаскар означает «Приветствие Солнцу», это комплекс упражнений для разминки всех групп мышц, состоящий из 12 асан. Рекомендуется выполнять его в утреннее время для активации солнечной энергии и приведения организма в тонус, в процессе можно пропевать специальные мантры при выполнение каждой асаны для вхождения в медитативное состояние.

Начинать необходимо с детальной проработки каждой асаны и далее объединить их в комплекс, добавив правильное дыхание, принцип простой — прогибаясь назад, делаем вдох, а при наклонах вперед делаем выдох.

Польза данного комплекса неоспорима: улучшается работа пищеварительной и дыхательной систем, кровообращение, тренируются мышщы и восстанавливается менструальный цикл у женщин. Противопоказаниями могут служить повышенное давление, грыжа позвоночника, второй и третий триместр беременности.

Существует несколько вариаций Сурьи Намаскар, на рисунке ниже представлен классический вариант данного комплекса.

Дыхание и техника выполнения Сурь намаскар

Подробно рассмотрим и изучим технику выполнения каждой асаны комплекса.

Тадасана:

  1. Встаём ровно, соединяем большие пальцы ног.
  2. Подтягиваем коленные чашечки, напрягаем бёдра и ягодицы.
  3. Копчик направляем на себя, подтягиваем нижнюю часть живота.
  4. Раскрываем грудную клетку, макушкой тянемся вверх.
  5. Делаем выдох, складываем ладони перед грудью в намаскар-мудру.

Хаста уттанасана:

  1. На вдохе поднимаем обе руки над головой.
  2. В конце движения делаем небольшой прогиб в грудном отделе, не «переламываемся» в пояснице.
  3. Лобковой костью движемся чуть вперёд, сжимаем ягодицы.
  4. Раскрываем грудную клетку, смотрим на большие пальцы рук.

Уттанасана:

  1. На выдохе делаем наклон вперёд, кладём ладони на пол.
  2. Если не получается, стараемся дотянуться кончиками пальцев до пола.
  3. Держим ноги прямыми, стараемся положить живот на бёдра. Если спина значительно скругляется, колени допустимо слегка согнуть.
  4. Копчик тянем вверх, вытягиваем позвоночник.

Ашва санчаланасана:

  1. На вдохе правой ногой делаем широкий выпад назад, колено кладём на пол.
  2. При этом сгибаем левую ногу (угол между голенью и полом должен составить 90 градусов).
  3. Делаем небольшой прогиб в спине, вытягиваем позвоночник.
  4. Тянемся макушкой по диагонали вперёд и вверх, смотрим перед собой.

Адхо мукха шванасана:

  1. На выдохе левую ногу переносим назад к правой.
  2. Поднимаем таз как можно выше, голову опускаем между рук.
  3. Выпрямляем ноги и тянем копчик вверх, стараемся наметить лёгкий прогиб в пояснице.
  4. Отталкиваемся руками от пола, стараемся опустить пятки на пол.

Аштанга намаскар:

  1. Сгибаем ноги, касаемся коленями пола.
  2. Сгибаем руки, опускаем грудь на пол.
  3. Таз и локти смотрят вверх, руки прижаты к корпусу.
  4. Подбородок стоит на полу, взгляд направлен вперёд.

Урдхва мукха шванасана:

  1. На вдохе опускаем бёдра на пол.
  2. Выпрямляем руки, прогибаемся, выводя грудь вперёд.
  3. Голову отводим чуть назад, смотрим по диагонали вперёд и вверх.
Читайте также:  Йога каждый день

Далее в обратном порядке повторяем уже описанные позы: Адхо мукха шванасана, Ашва санчаланасана (теперь впереди должна оказаться правая, а не левая нога), Уттанасана, Хаста уттанасана, Тадасана.

Повторите комплекс ещё раз, теперь отшагивая в Ашва санчаланасану сперва левой ногой, а во второй раз правой. Два таких повторения цепочки — это один цикл. Количество кругов Сурьи Намаскар зависит от уровня подготовки ученика, рекомендуется начинать с трёх циклов и постепенно увеличивать их число, продвинутые йоги делают 108 кругов — это число считается сакральным в традиции йоги.

У йогинов есть шутка: самое сложное в йоге — это расстелить коврик. Перефразируя её, можно сказать, что самое сложное — это просто начать, начать изучение классической литературы по йоге, начать практиковать простые асаны. Лишь на первый взгляд йога кажется занятием только для гибких людей, которые дружат со своим телом, каждый вечер медитируют и поют мантры. Напомните себе, что и эти люди тоже с чего-то начинали, так что все преграды только у нас в голове.

Йога Айенгара для начального уровня

В изучении и освоении асан важна строгая последовательность, соблюдение которой поможет достичь максимального оздоровительного эффекта. Начинающие не должны сразу приступать к выполнению сложных поз, т. к. тело не имеет нужной силы и стабильности, а внимание и концентрация недостаточно развиты.

Комплекс асан 1

На базовом уровне преподаются фундаментальные принципы хатха-йоги и системы Айенгара. Начинающие должны усвоить методы выравнивания тела, понимать полезные эффекты асан и правила их безопасного выполнения. Эти основы закладываются с помощью классических поз стоя и сидя, допускаются скручивания. По мере укрепления мышечного корсета постепенно вводится поза саламба сарвангасана – стойка на плечах.

На освоение данного комплекса требуется от 6 до 12 месяцев. Когда практикующий обретает легкость и устойчивость в выполнении упражнений, он может переходить к следующему уровню.

Йога Айенгара для начального уровня

Комплекс асан 2

Регулярная практика и самосовершенствование – это следующий шаг в обучении. Поощряется стремление к последовательной, персонализированной и осознанной практике.

Помимо выполнения базового комплекса, ученики знакомятся с усложненными классическими позами стоя и сидя, начинают постигать принципы разворотов и инверсий. Центральным элементом комплекса второго уровня становится ширшасана – стойка на голове, которую называют «отцом всех поз». Выполнение ширшасаны сопряжено с высоким риском получения травмы, поэтому обучающийся должен быть физически сильным и четко ощущать положение тела в пространстве.

Помимо усложненного комплекса упражнений, вводится понятие пранаямы – управления внутренней энергией посредством дыхания.

Комплекс асан 3

На данном этапе обучения целью становится усложнение и углубление ранее усвоенных асан. Планомерно увеличивается продолжительность пребывания в позах, практикуется медитация.

Читайте также:  Йога здоровая спина видео упражнения для

Ученик должен уметь поддерживать сарвангасану и ширшасану не менее 5 минут. Показателем прохождения программы текущего уровня является независимое выполнение урдхва дханурасаны – позы перевернутого лука, которая укрепляет позвоночник и мышцы спины. Важным компонентом обучения на этом этапе становится независимая практика: ученика мотивируют на самостоятельные регулярные занятия.

Йога Айенгара для начального уровня

Комплекс асан 4

Этот уровень предназначен для опытных йогов. Акцент ставится на более глубоких и тонких аспектах практики: медитации, самообладании, следовании принципу ненасилия и пр.

Степень физического развития и техника выполнения поз должны позволять ученику удерживать сарвангасану и ширшасану в течение 10 минут ежедневно. Устоявшаяся регулярная самостоятельная практика – обязательное условие текущего уровня. Практикуются все категории асан.

Йога в христианстве

Йогическое учение в православной религии

Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.

Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.

Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).

Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.

В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.

После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.

Йога и католичество

Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.