Праническое тело – лекция Йоги Бхаджана

Перед тем как приступить к Пранаяме, желательно уделить какое-то время выполнению йогических чисток или Шаткарм. В данном случае самыми полезными оказываются Джала Нети и Сутра Нети.

Грани ума

Нас постоянно мучают страхи и неопределенности. Наш самый большой страх о том, что будет завтра. Страх неизвестности — очень серьезная фобия. Потому что, когда мозг получает какую-то информацию, то первый ум, который включается – это Негативный ум. Он  помогает нам выжить и рассказывает, что происходит. Затем наш Позитивный ум должен разобрать ситуацию, чтобы понять, в чем наша выгода.

К сожалению, наш опыт, наша память настолько засорены, что мы начинаем копаться в подсознании и на поверхность вылезают такие глубинные страхи, что мы начинаем поддерживать наш Негативный ум Позитивным умом и никак не можем достичь Нейтрального ума. А Нейтральный ум — это тот, сквозь который мы должны действовать и жить. Потому что нужно решать, что происходит, что положительно, а что отрицательно из состояния нейтральности. Если мы не понимаем, что происходит, ситуация нас захватывает, мы вовлекаемся и это уже имеет определенные последствия. У каждого следствия есть причина. Мы просто не хотим это замечать.  

У вас может быть очень сильное тело и очень светлая Душа, но если ваш ум не может просчитать последствия до того, как вы совершите действие, у вас не остается выбора, как просто столкнуться лицом к лицу с этими последствиями. Но мы, конечно же, не хотим последствий и вообще не можем предположить, почему мы снова влипли в ту или иную историю.

Виды праны

Главные Вайю (ветра), называемые Пранади относятся к внутреннему телу[2]:

  • Прана движется постоянно в сердце
  • Апана — в области ануса,
  • Самана — в области пупа,
  • Удана — в шее,
  • Вьяна — проникает через всё тело

Остальные пять никогда не покидают тело:

  • Нага действует в пробуждении и вызывает пробуждение сознания
  • Курма действует в открывании глаз и вызывает зрение
  • Крикара действует в чувстве голода и вызывает голод и жажду
  • Девадатта действует при зевании
  • Дхананджайя порождает речь, проникает через всё тело и не оставляет его даже после смерти.

Сущность Йоги

Шри Т. Кришнамачарья (Написано на языке каннада)

Читайте также:  Веские причины заняться йогой. Польза йоги для организма.

Издано на каннада в 1934. На тамильском языке в 1938. На английском в 2006. На русском языке в 2011.

Замечание от переводчика английского издания: Это перевод английского издания работы Тирумулая Кришнамачарьи «Йога Макаранда». Я сделал все возможное ,чтобы правильно передать содержание оригинала. Тем не менее, следует учитывать, что перевод не академический и был сделан не для формального издания со всеми тиражами и обязательствами, которые этому сопутствуют, а скорее для себя, с соответствующей долей ответственности и интимности. Поэтому надеюсь на благосклонность и понимание читателя. Стиль Кришнамачарьи, простой, но в то же время вдохновляющий, остался большей частью неизменным. Лишь небольшие изменения в настроение текста были внесены , чтобы отчетливей и убедительней передать идеи Мастера современным стилем. Если тебе, читатель, встретятся какие-либо ошибки, двусмысленности или неясные места в ткани повествования, -все это следует приписать только данному переводу и его автору. Я хочу выразить благодарности всем существам, которые вели и ведут меня по пути йоги, пусть даже многие из них и не знают о ее существовании. Если даже одного человека перевод этой книги сделает более счастливым, осознанным и приведет на шаг ближе к свободе и бессмертию, — моя работа сделана не зря. Алексей Константинов,

СУЩНОСТЬ ЙОГИ (ЙОГА МАКАРАНДА): начало

Пошаговая техника наблюдения дыхания:

  1. Сядьте удобно, с ровной спиной, и предельно расслабленно. Постарайтесь соблюдать неподвижность во время занятия (всего 5-10 минут). Не шевелитесь, не надо «улучшать» посадку, позу. Поза не так важна, как ваша неподвижность в позе.
  2. Закройте глаза. Держите их расслабленно закрытыми.
  3. Расслабьте плечи, лицо, руки. И всё тело. Если поза выбрана удачно, при этом вы не начинаете заваливаться ни вперёд, ни назад. Если поза неудачная, поменяйте её.
  4. Осознайте своё дыхание. Отслеживайте, как вы делаете вдох… Выдох… ВАЖНО: не меняйте дыхание, не надо его углублять или замедлять. Если поначалу наблюдение дыхание будет его замедлять, не переживайте, продолжайте практику.
  5. Продолжайте, сохраняйте наблюдение за вдохом и за выдохом, отмечайте про себя, что сейчас идёт: вдох, или же выдох. В дополнение к этому, сейчас начните отслеживать мощность потока воздуха через ноздри. Старайтесь выравнивать дыхание: чтобы начало, середина, и конец каждого вдоха и каждого выдоха были ровным потоком воздуха через ноздри. (Пример: в этой технике неверно делать мощное начало вдоха и слабое, хилое продолжение и завершение). Уже на этом этапе вы отметите покой и «расслабление нервов».
  6. Делайте предыдущее, плюс начните ощущать дыхание не только носом, но и как оно влияет на грудную клетку, живот. Грудная клетка расширяется со вдохом, и сужается с выдохом. Передняя стенка живота поднимается (идёт вперёд) на вдохе. И опускается (идёт назад, вовнутрь, по направлению к позвоночнику) с выдохом. Не усиливайте эти движения, не утрируйте эти ощущения, просто наблюдайте.
  7. А теперь, удерживая достигнутые уровни осознавания дыхания, отмечайте ещё и ароматы, запахи, которые приносит каждый вдох. С выдохом просто ещё больше расслабляйтесь телом, и больше концентрируйтесь на дыхании (отмечайте про себя: «Я делаю выдох», и наблюдайте поток воздуха через ноздри).
  8. Продолжайте так 5-10 минут.
  9. Типичные ошибки: сидеть напряжённо, слишком раздуваться на дыхании (приведёт к головокружению), помогать дыханию плечами, напрягать лицо и особенно брови, лоб. Избегайте этих недочётов.
Читайте также:  Диафрагма — ключевая мышца в дыхании йогов

Ещё раз, коротко, что мы наблюдаем:

  1. Просто вдох и выдох. Что сейчас идёт? Не ускоряйте и не замедляйте дыхание.
  2. Как дыхание поднимает и опускает грудь и живот. Не «помогайте» дыханию.
  3. Мощность потока воздуха через нос в начале, середине и конце вдоха и выдоха. Выравниваем этот поток.
  4. Прохлада в ноздрях на вдохе.
  5. Ароматы, разлитые в воздухе.

Продолжайте наблюдение 5-10 минут.

Применение НД в йоге и в жизни

А теперь, самое «вкусное»: такую практику вы можете СОЧЕТАТЬ С ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ТЕХНИКОЙ! Делаете асаны йоги? Делайте «наблюдение дыхания». Ждёте чего-то, едете в общественном транспорте? Делайте эту технику. А ещё, выполняя эту медитацию, можно заниматься фитнесом, убираться в квартире, петь, танцевать, и даже есть!

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Заметное повышение вашей Осознанности – яркость жизни возрастёт!
  • Более глубокая практика асан.
  • Антистресс.
  • Помогает тем, кто избавляется от вредной привычки или контролирует свой вес.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Эта практика вводит в особое, гипногенное состояние ума, поэтому НЕ делайте её за рулём, или выполняя сложную работу (нельзя оперировать механизмами и сложными приборами).

Текст: (с) фитнес йоги Алексей СОКОЛОВСКИЙ, 2019.

ПОСМОТРИТЕ, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО: 1. Медитация перед сном: три лучших упражнения

2. Медитации при стрессе, бессоннице, панических атаках.

3. Курсы по медитации.

4. Здоровье — это здоровые привычки! 17 полезных привычек на каждый день (+.pdf)

Использование мантр

Перед пранаямой можно читать специальные прана-гаятри, прана-мантры, мантры для асаны, мантры в самой пранаяме – т.е. биджи. Поскольку все процессы, которые происходят в теле и сознании йога при правильной практике, отражают те процессы, которые происходят в мироздании, то они конечно похожи. Но, они все же разные, так как йоги их видит именно как внутренние.

Конечно, обычный человек тоже может использовать и задержки дыхания и бандхи, практиковать медитацию, но он в первую очередь должен акцентировать внимание на коррекции раджаса и тамаса. И как следствие, простая техника, направленная на равновесие потоков вдоха и выдоха наиболее оптимальна на первых порах. Ей нужно уделять больше всего внимания. Начните с шипящей уджайи, так вам легче будет проследить плавность потока воздуха. Как только вы начнете отслеживать тишину в уме и легкость в теле, начинайте замедлять дыхание. Далее ваше дыхание скажется на общем состоянии ума, появится предпосылка к медитативным состояниям. Вот тогда-то и нужно включать мантру, а именно «Со-хам». Эта мантра самая естественная для вас, поэтому с неё и начинайте.

Дыхание – это принцип и основа энергии, а мантра – сознания, они вместе сплавляются, сливаясь в одно целое. Подобно тому, как вы янтру «включаете» наполняя силой за счет мантры, так же и в дыхании прана переходит на другой более тонкий уровень за счет мантры, одновременно придавая силу самой мантре. Практикуя таким образом, вы подготовите свою прану и сознание для того, чтобы правильно использовать биджа-мантры для отсчета пропорций в дыхании. В Мантра-йога самхите и других текстах по мантралогии, о манасика-джапе говорится как о практике, когда ум растворяется в мантре, в «упамшу-джапе» (шепотом) ум сосредотачивается, в «манасика» ум пуст. В манасика сознание и мантра поглотили друг друга, стали одним целым. Поэтому не удивительно, что в таком состоянии вы конечно сможете слышать пульс. Но если вы будете спешить, то вы не услышите ни пульс, ни мантры, ни Гуру который её передал.

Чандра Бхедана Пранаяма

Чандра Бхедана Пранаяма переводится, как Лунная Пранаяма. Техника ее выполнения полностью симметрична Сурья Бхедане Пранаяме. То есть вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую.

Она активизирует Иду – левосторонний энергетический канал. Активность этого канала замедляет все процессы в организме человека, поэтому индусы не рекомендуют увлекаться практикой этой Пранаямы.

Свами Шивананда в одной из своих книг пишет, что выполнение Чандра Бхеданы Пранаямы имеет смысл делать только, если это советует квалифицированный учитель. При интенсивной практике эта Пранаяма может привести к летаргическому сну. Хотя, думаю, что если при бессоннице немного подышать по типу Чандра Бхедана Пранаяма, вряд ли тут же наступит летаргический сон. Скорее всего, просто возникнет сонливое состояние.